Вы решили начать свой бизнес или наконец легализовать свою деятельность, став индивидуальным предпринимателем, — в обоих случаях вам понадобится зарегистрироваться в налоговой. Сегодня можно сделать это разными способами, что позволяет выбрать наиболее удобный для вас. Разберем подробнее, как зарегистрировать ИП, а также рассмотрим, что нужно сделать на этапе подготовки к процедуре.
Что нужно сделать перед регистрацией ИП
Перед тем как зарегистрировать ИП через «Госуслуги», МФЦ или онлайн-сервис, вам необходимо определиться с видом деятельности и выбрать одну из 5 систем налогообложения.
Полезно знать! Выбрав вид деятельности, подумайте над тем, точно ли вам нужно открывать ИП. Возможно, ваш бизнес можно вести в качестве самозанятого.
Еще понадобится подобрать коды ОКВЭД, поскольку именно от них будет зависеть, какой бизнес вы сможете вести. Если налоговая узнает, что вы ведете деятельность, не соответствующую основному коду, то вам могут назначить штраф. Помимо основного можно добавить еще несколько дополнительных кодов, но они могут быть уже по вашему желанию, то есть их указывать необязательно.
Как зарегистрировать ИП через портал «Госуслуги»
Регистрация ИП через «Госуслуги» возможна при наличии подтвержденного личного аккаунта на портале. Если таковой есть, то вы можете полностью пройти процедуру через сайт либо просто оформить заявку, а затем отправить документы почтой, принести их в МФЦ либо налоговую или подать через нотариуса.
Важно знать! Госпошлина в размере 800 руб. оплачивается только при подаче заявления и документов непосредственно в налоговую и при отправке почтой. В остальных случаях госпошлина отсутствует.
Теперь перечислим, какие документы нужны при регистрации ИП:
- паспорт гражданина РФ;
- ИНН (если по какой-то причине у вас его нет, то его присвоят при регистрации);
- заполненное заявление Р21001.
Чтобы подать заявление через «Госуслуги» на официальном сайте портала, выберите «Прочее», «Налоги и финансы», «Регистрация юридических лиц и предпринимателей».

На открывшейся странице выберите самый первый пункт, то есть регистрацию физлица в качестве ИП.

Если вы планируете подать документы онлайн, то вам потребуется квалифицированная электронная подпись. Если ее нет и у вас нет возможности или времени ее получить, то выбирайте в качестве способа получения услуги «Личное посещение ведомства» или «Почтовое отправление».

Процедура регистрации ИП через МФЦ
Теперь разберем, как зарегистрировать ИП через МФЦ. Процедура почти ничем не отличается, за исключением того, что документы в налоговую будет направлять за вас сотрудник многофункционального центра. В связи с этим срок регистрации может затянуться. В таком случае он обычно составляет 5 дней. Все зависит от того, когда вы обратитесь в МФЦ: если в пятницу, то процесс растянется на более долгий срок, поскольку в выходные налоговая не рассматривает заявления.
Полезно знать! Большинство МФЦ работают без выходных либо отдыхают только в воскресенье, поэтому вы можете обратиться для регистрации ИП в удобное время. Но учитывайте, что ФНС не рассматривает заявления в выходные.
Первые этапы подготовки к регистрации те же, что и при пользовании порталом «Госуслуги»: выбрать вид деятельности и налоговую систему, а затем подготовить документы. При обращении в МФЦ нужно предоставить:
- паспорт,
- заполненное заявление Р21001,
- ИНН.
Если вы допустили ошибку в заявлении, то его можно будет переписать прямо в МФЦ. При отсутствии каких-то документов специалист центра сообщит вам об этом перед подачей, и вы сможете донести то, что нужно для регистрации.
Важно знать! Иностранцы тоже могут зарегистрироваться в качестве ИП: нужно предоставить перевод паспорта, заверенный нотариусом, копию вида на жительство, подтверждение постоянной или временной регистрации, заявление Р21001.
Как зарегистрировать ИП онлайн
Порядок регистрации ИП в 2023 году позволяет пройти всю процедуру в удаленном режиме. Причем вам не только не придется никуда идти, но и не понадобится самостоятельно готовить и подавать пакет документов. Вы можете просто воспользоваться услугой онлайн-регистрации ИП. В нее входит все: от сбора документации до ее подачи в налоговую. Кроме того, после регистрации специалисты проверят выданные ФНС документы и подтвердят, что в них нет ошибок и все данные указаны верно.

Процедура онлайн-регистрации проходит всего в 3 этапа:
- Вы оставляете заявку, указывая ваше имя и контактный телефон.
- Юрист связывается с вами и объясняет, какие данные и документы потребуются от вас, а остальное готовит сам, включая заявление Р21001.
- Специалист за вас подает пакет документов в налоговую, и уже через 1 рабочий день вы получите статус ИП (это официальный срок рассмотрения заявления в ФНС).
При онлайн-регистрации вы оплачиваете только услуги сервиса. Госпошлину платить не требуется, поскольку при подаче электронных документов в этом нет необходимости. Если хотите быстро стать ИП и уже начать бизнес — оставьте заявку на регистрацию на сайте или свяжитесь с нами по телефону, в онлайн-чате либо мессенджере, и мы подробно расскажем о процедуре, а также ответим на все вопросы.